Поиск по этому блогу

среда, 2 февраля 2011 г.

Этап 1. Введение в проблему: что мы имеем... (анализ энергетических ресурсов)

Цель этапа: систематизация знаний об источниках энергии

Чтобы наше обсуждение было результативным, необходимо погрузиться в суть проблемы...

Я предлагаю изучить материалы по источникам энергии. Проведите, пожалуйста, блиц-анализ энергетических ресурсов, выделите их главные преимущества с точки зрения решения проблем жизнеобеспечения и недостатки, связанные с экологическими проблемами.

Полезные ресурсы:

Координаторами проекта "Наше альтернативное будущее - 2030" подготовлены уникальные материалы для поддержки проекта.

Обратите, пожалуйста, внимание на раздел "Энергетика" из пакета методических материалов по энергосбережению "Зеленый пакет" (был разработан Региональным экологическим центром для Центральной и Восточной Европы (РЭЦ ЦВЕ) в Европе, переработан, адаптирован и дополнен Центром «ЭКО-Согласие»).

Планируемые результаты работы:

Каждая группа должна построить свою ментальную карту по теме "Источники энергии".Угол зрения на проблему выбираем сами!

Как строить ментальные карты

http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/

Рекомендуемые сервисы для построения ментальных карт:

http://www.mindmeister.com/

http://www.mindomo.com/

http://www.mind42.com/

Примеры построения ментальных карт по экологической тематике:

http://www.mindomo.com/view?m=a3daaa44473142f28d91e787f7d519af

http://www.mindomo.com/view?m=3eef1a6c3c8d442f87f2fb8276a0fbd4

http://www.mindmeister.com/maps/show/78790703

Просьба ссылки на работы размещать в комментариях к этому посту и принимать участие в их обсуждении...

Критерии оценки работ:

  • полнота представления информации;
  • степень структуризации и детализации материала;
  • семиотическая насыщенность продукта и адекватность выбранных знаковых моделей;
  • использование технологических особенностей выбранного сервиса.


Сроки: 05.02.11-07.02.11

Работаем и в академии, и дома!

С уважением, Ольга Федоровна

06.07.11. Результаты работы:

Команда "Ветер в спину" рассказывает о ветряных источниках энергии:

Команда "Cadmea victoria" представляет геотермальные источники энергии:

Команда "Горячие сердца" исследовала биотопливо:

Команда "Короткое замыкание" представляет исследование солнечной энергии:

Команда "Легион" представляет исследование по развитию энергетики в России:



Обсуждения в таблице оценивания и в комментариях к первому этапу нашего урока!

30 комментариев:

  1. Доброе утро!

    Не совсем свежая статья, но тем не менее... может помочь определиться с выбором он-лайн сервиса для построения ментальных карт.

    http://btsmarketing.com/2008/08/31/mind-maps-soft/

    С уважением!

    ОтветитьУдалить
  2. А мне понравилась ссылка, которая пришла от Марии Владимировны в группу:
    http://alt-energy.org.ua/
    Давайте делиться с читателями блога своими находками!
    Удачной работы на этом этапе!

    С уважением, Ольга Федоровна

    ОтветитьУдалить
  3. А наша команда нашла вот такие ссылки по энергетике:
    1. Для общего ознакомления http://energetiko.ru/
    2. У кого солнечная энергетика?! Вам будет интересно... http://www.aetechnologies.ru/dev/5-details.htm
    3. А это будет интересно всем... Видео! http://alternativenergy.ru/

    ОтветитьУдалить
  4. Настя, ОЧЕНЬ интересные ресурсы. Рекомендую всем обратить внимание... Спасибо!
    С уважением, Ольга Федоровна

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте)

    Ветровая энергия.
    В России валовой потенциал ветровой энергии - 80 трлн. КВт/ч в год, а на
    Северном Кавказе - 200 млрд. КВт/ч. Эти величины значительно больше соответствующих величин технического потенциала органического топлива.

    ссылка на ментальную карту http://www.mindmeister.com/maps/show/80220047

    ОтветитьУдалить
  6. Ксения, открой свою карту для общего обозрения. Если кликнуть по треугольнику радом с названием карты, откроется ниспадающее меню – в нем полезные функции для управления интеллект-картой, такие как Поделиться, Удалить и Свойства карты.
    Буду ждать...
    С уважением, Ольга Федоровна

    ОтветитьУдалить
  7. Ольга Федоровна, все сделано ;-)

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый вечер!

    Геотермальная энергия.
    Геотермальная энергия - крупнейший возобновляемый источник тепла на земле.
    В недрах земли очень жарко и это легко заметить хотя бы по гейзерам и вулканам. Задача геотермальной энергетики - научиться использовать это тепло. Тепло земли - крупнейший возобновляемый источник энергии, который, к тому же, никак не зависит от солнечной активности.

    Ссылка на ментальную карту: http://www.mindomo.com/view.htm?m=7366470cffc5435f874bdd958c19e0bf

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте!!!
    Биотопливо-это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки стеблей сахарного тростника или семян рапса, кукурузы, сои. Существуют также проекты разной степени проработанности, направленные на получение биотоплива из целлюлозы и различного типа органических отходов, но эти технологии находятся в ранней стадии разработки или коммерциализации.
    Наша ментальная карта http://www.mindmeister.com/maps/show/80295662

    ОтветитьУдалить
  10. Уважаемые студенты, спасибо за работу!
    В целом, она проделана очень неплохо. Вам удалось в короткие сроки и несмотря на свою занятость погрузиться в проблему, изучить сервисы и создать продукт...
    Пока не делаю замечаний, сравните сами работы друг друга (для удобства я ссылки на работы вынесла в пост) с указанием названий команд. Надеюсь, все поняла правильно ;-)
    Спасибо еще раз...
    Завтра анализируем и со вторника переходим ко второму этапу нашего блога-урока...
    С уважением, Ольга Федоровна.

    А оценки буду ставить последней ;-)
    Таблица открыта...

    ОтветитьУдалить
  11. Вечер добрый!!!
    Мы представляем вашему вниманию Солнечную энергию.
    Солнечная энергетика — направление нетрадиционной энергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует возобновляемый источник энергии и является экологически чистой, то есть не производящей вредных отходов. Производство энергии с помощью солнечных электростанций хорошо согласовывается с концепцией распределённого производства энергии.
    А вот наша ментальная карта
    http://www.mindmeister.com/maps/show/80295678

    ОтветитьУдалить
  12. Ребята, "Легион" не ждем... У них стартует завтра проект "Вчера-сегодня-завтра" и до 10 им нужно проект акции разместить в сети. Я даже предлагаю их "исключить". Посмотрим на их реакцию...

    С уважением, Ольга Федоровна

    ОтветитьУдалить
  13. 3 февраля этого года Всемирный фонд дикой природы (WWF) заявил в своем докладе, что "мировая энергетика может перейти полностью на возобновляемые источники энергии к 2050 году". А Россия, согласно прогнозу WWF, попадет в те 5% государств, которые еще будут использовать традиционные способы производства энергии.
    А что мы имеем сейчас в мире и в России?! Чем опасна сама энергетика и зачем она нам нужна?! Думаем, что наша карта поможет ответить на эти вопросы... Или хотя бы немного прояснить ситуацию)
    http://www.mindomo.com/view.htm?m=e68622b279a84420a4cd163037e602dd

    ОтветитьУдалить
  14. Реакция последовала через 8 минут в виде ментальной карты!
    Спасибо мужественным легионерам!
    Спасибо всем! Обсуждения, наверное, переносим в таблицу... Если у кого-то эмоции "через край", то пишите здесь. Мы почитаем...

    С уважением и признательностью, Ольга Федоровна

    ОтветитьУдалить
  15. Очень трудно самим себя оценить, но мы постораемся.... Заполнили таблицу оценивания... Принимаем критику в наш адрес. В пределах разумного конечно.

    ОтветитьУдалить
  16. Добрый день!!!!
    Хотелось бы узнать почему все так яростно отмечают наличие и отсутствие достоинств и недостатков источников энергии??? Неужели, это является важным пунктом в составлении данной ментальной карты??!!!
    Ведь им посвящен следующий этап нашей работы, разве нет.....

    ОтветитьУдалить
  17. Лера, прочитай само задание: "Проведите, пожалуйста, блиц-анализ энергетических ресурсов, выделите их главные преимущества с точки зрения решения проблем жизнеобеспечения и недостатки, связанные с экологическими проблемами".
    В первом этапе мы просто выделяли преимущества и недостатки, а во втором нужно провести "анализ результатов воздействия источников энергии на окружающую среду". То есть больше углубиться в проблему!
    Надеюсь, я смогла ответить на твои вопросы...

    ОтветитьУдалить
  18. Добрый день!

    Лера, всё верно, но ещё дело в том, что в главном посте данного этапа, сказано "...выделите их главные преимущества с точки зрения решения проблем жизнеобеспечения и недостатки...". Очевидно, поэтому каждый решил подчеркнуть отсутствие этого пункта, в своем "листе оценивания"... J

    Однако, заметьте, по-моему никто не представил информацию по своему направлению с такой точки зрения (появление, добыча), как ваша группа.

    За нестандартный подход (нестандартный в рамках видения проблемы всеми группами) благодарю вашу команду! J

    Пожалуй, надо начинать подводить промежуточные итоги?!...

    Спасибо всем за проделанную работу, причем проделанную на высоком, качественном уровне!!!

    С уважением!

    ОтветитьУдалить
  19. Уважаемая команда "Легион", просим прокомментировать отмеченные вами недостатки у команды "Cadmea victoria" -"ошибка визуализации центральной идеи" и у команд "Ветер в спину" и "Горячие сердца" - "неверное название"
    Заранее благодарим,"Cadmea victoria"!

    ОтветитьУдалить
  20. Уважаемые студенты!
    Отличная дискуссия! Это показатель вашего неравнодушия, заинтересованности своей работой, желанием отстоять результаты своей работы!
    Спасибо большое за работу!

    С благодарностью, Ольга Федоровна

    ОтветитьУдалить
  21. Этот этап оценивается в соответствии с заданием:
    Напоминаю, что надо было провести блиц-анализ энергетических ресурсов (структуру выбираете сами!), но при этом необходимо выделить главные преимущества исследуемого с точки зрения решения проблем жизнеобеспечения и недостатки, связанные с экологическими проблемами.
    «Короткое замыкание» - солнечная энергетика
    Кроме достоинств и недостатков, отмечены способ получения, применение и перспективы. Отлично, на мой взгляд, выстроен ассоциативный ряд (подбор иллюстраций просто в деятку!). Причем, мне они не мешали, я пыталась понять, что задумали авторы. И, кажется, я их поняла ;-) Каждый элемент ментальной карты снабжен комментариями. Гиперссылка устанавливает авторство. Более того, многие элементы содержат вложение.
    И содержательная, и технологическая сторона на высоком уровне!
    10 баллов!
    «Горячие сердца» - биотопливо
    Тема привлекает!…
    Кроме достоинств и недостатков, отмечены виды (учитывая специфику ресурса, это актуально!) , применение и перспективы.
    Чувствуется, что тема проработана глубоко, но отсутствие гиперссылок не позволяет сделать определить, какое количество ресурсов использовала команда… К сожалению… Ведь можно было найти один сайт с детальным анализом биотоплива и структурировано представить изложенную на нем информацию… Это, конечно, тоже неплохо. Но нам важно продемонстрировать навыки поискового и рефлексивного чтения… А вот иллюстрации подобраны очень хорошо (правда, не ко всем элементам).
    Структурированно представлены виды. Очень прозрачно! Молодцы!
    Отсутствуют заметки, но… Надписи емки по содержанию. Так что проблемное поле сразу обозревается! И это тоже классно! Молодцы!
    9 баллов!

    ОтветитьУдалить
  22. "Cadmea victoria" – геотермальные источники энергии
    Авторы подошли достаточно творчески к выбору структуры ментальной карты. Несмотря на радиальную форму подачи материала, они задали вектор получения информации по этапам: появление – добыча – использование. А почему бы и нет?
    Качественно отобрана информация для комментариев… Показаны ссылки на первоисточники. Убедительно! Сразу виден объем обработанной информации! Впечатляет и дизайн карты. В качестве иллюстраций использовались не только фотографии, но и схемы, несущие определенную смысловую нагрузку…
    Но, может, надо было коротко хотя бы про преимущества и недостатки… Ждем SWOT-анализа!
    Ведь мы с вами не расстаемся, мы продолжаем наш урок!
    9 баллов
    «Ветер в спину» - ветряные источники энергии
    Ну что скажу, научились строить карты… Освоили технологию, молодцы. Выделили преимущества и недостатки, только уж очень лаконично, без ссылок, без комментариев. А ведь мы предполагаем, что ментальная карта может стать продуктом проектной деятельности… И поиск, критический анализ и отбор наиболее значимой информации – это важные и обязательные этапы… Вот отбора то и не было…
    Но очень хорошо представлены виды, хорошо подобраны иллюстрации… Но хотя бы чуть-чуть побольше про историю использования, где и насколько часто такого типа источники распространены…
    А вот на сайте http://aenergy.ru/1432 утверждают, что будущее ветроэнергетики – за оффшорными ветропарками. К такому мнению пришли ученые на конференции в Гамбурге. Вот, собственно, зачем нужны гиперссылки. Если мне требуется дополнительная информация, то я ее могу получить сразу. А в случае с оффшорными установками мне ее пришлось искать самой…
    8 баллов
    «Легион» - развитие энергетики в России
    Ну, наверное, сказался опыт команды участия в проектах. Это, по большому счету, четвертый. Не к чему даже «придраться». Попытаюсь проанализировать полученный результат.
    1.Показана на диаграмме доля выработки электроэнергии различными источниками. Впечатлила рубрика «А знаете ли Вы, что…» Рекомендую почитать… Здесь и региональные события… Ребята, кто не работает, сходите в ВК « ЭКСПО-Волга», сделайте фоторепортаж… Я просто приеду ОЧЕНЬ поздно 11-го…
    2.Проанализтированы типы энергии и их особенности (зеленые и красные флажки – удачное решение)
    3.Показаны пути решения проблем жизнеобеспечения
    4.Удачный визуальный ряд, демонстрирующий экологические проблемы.
    Командой отобраны ресурсы, так что берите и пользуйтесь. Есть что почитать…
    10 баллов (просто больше нет…)

    МОЛОДЦЫ!!!! ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
    Движемся дальше...

    ОтветитьУдалить
  23. Команда Cadmea victoria хотелось бы узнать, что Вы имели в виду когда писали :"Описанные вами перспективы не соответствуют действительности?"
    http://www.computerra.ru/interactive/584522/ вот ссылка на перспективы.

    ОтветитьУдалить
  24. Ребята из команды "Горячие сердца" отвечаем на ваш вопрос:
    Почему мы решили, что биотопливо не так уж и перспективно, как Вы нам рассказали, во-первых, цель нашего проекта показать, что мы можем не только получать «чистую» энергию, но и использовать ее также, не нанося вред природе. В наше время большая часть загрязнений приходится на долю автомобилей.. Биотопливо вредней бензина.
    http://auto.oboz.ua/news/2010/11/08/23617.htm
    Во-вторых, по расчётам экономистов из Университета Миннесоты, в результате биотопливного бума число голодающих на планете к 2025 году возрастёт до 1,2 млрд человек. Топливо из органических веществ- экономически не выгодно. В нашей стране нет условий удовлетворяющих требованиям хранения, транспортировки, и эксплуатации биотоплива. А теперь представьте, сколько денежных средств придется потратить на изменение дизельных двигателей( машины, самолеты, поезда) для применения биотоплива…
    К тому же пока в нашей стране имеются достаточные запасы нефти, биотопливо не найдет своего применения…
    Механики о биодизеле: http://www.domkrat.by/content/news/73.html

    ОтветитьУдалить
  25. "Уважаемая команда "Легион", просим прокомментировать отмеченные вами недостатки у команды "Cadmea victoria" - "ошибка визуализации центральной идеи" и у команд "Ветер в спину" и "Горячие сердца" - "неверное название""

    Комментируем...
    "Cadmea victoria": центральная идея должна быть визуально выделяться на всей схеме, так как является главной.
    "Ветер в спину": ветер - не вид энергетики, а источник! Правильно - ветряная энергетика. А то получается, что вы проводите анализ явления природы.
    "Горячие сердца": аналогично, биотопливо - не вид энергетики, а источник! Правильно - биоэнергетика.

    ОтветитьУдалить
  26. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  27. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  28. Спасибо за ответ команде "Легион";)
    Теперь понятно, что вы имели ввиду:)

    ОтветитьУдалить
  29. Лера, нам хотелось бы ответить на твое сообщение, касающееся перспектив использования биоэнергии. Мы писали о перспективах развития, говоря о возможностях дальнейшего использования этого вида энергии и развитии этой отрасли, причем не только у нас в стране, но и в мире. В автомобилях применяется только два вида биотоплива: биоэтанол и биодизель. Но биоэнергетика не ограничивается этим. Подробнее информацию о видах биотоплива и областях их применения можно прочитать на сайтах http://www.alterraenergy.org/index.php?options=news&id=23&news_id=211
    http://alternativenergy.ru/bioenergetika/87-proizvodstvo-biotoplivo-oborudovanie.html.
    Влияние производства биотоплива на возрастание числа голодающих, очень актуальный вопрос, который бурно обсуждается в настоящее время. Действительно, некоторые виды биотоплива получают из сахарного тростника, кукурузы, пшеницы и сои. Но биотопливо получают также из соломы, опилок, щепы, древесной пыли, торфа, мусора, остатков от с/х культур, отходов переработки растительного и животного сырья, за счет разложения органических остатков (например, навоза), бактерий. http://www.woodtechnology.ru/ispolzovanie-otxodov-derevoobrabotki/biotoplivo.html
    Биотопливо также получают из водорослей. К положительным сторонам можно отнести и то, что для выращивания растений (не только с/х культур, но и многолетних трав, быстрорастущих деревьев) используют как брошенные земли, так и ныне не используемые. Бесспорно, у биоэнергетики тоже есть свои «слабые» стороны.
    Что же касается конкретно перспектив развития, то:
    - Европейская комиссия поставила задачу использовать к 2020 году альтернативные источники энергии как минимум в 10% транспортных средств;
    - в ноябре 2007 в Великобритании было создано Агентство по возобновляемому топливу (англ. Renewable Fuels Agency), которое должно контролировать введение требований к использованию возобновляемого топлива;
    - по оценкам ООН, производство энергии на биотопливе за последние пять лет в мире удвоилось и увеличится еще как минимум вдвое (в Европе - втрое) в последующие четыре года;
    - в Швеции принята программа полного перевода транспорта на биоэтанол и природный газ к 2020 году;
    - в Японии долю биоэтанола на топливном рынке хотят довести до 10%, для чего проводится правительственная программа под лозунгом "Превратим рисовые поля в нефтяные!";
    - Евросоюз к 2011 г. планирует производить на растительной основе порядка 6% автомобильного топлива;
    - в Бразилии уже сейчас весь бензин продается с добавлением этанола.

    http://www.alterraenergy.org/index.php?options=news&id=23&news_id=211
    http://autorelease.ru/articles/automobile/345-biotoplivo-problemy-i-perspektivy.html
    http://elementy.ru/news/430679
    http://www.utro.ru/articles/2007/07/10/662033.shtml

    ОтветитьУдалить
  30. Этап завершился, но обсуждение продолжается... Очень важные проблемы мы подняли, начиная от экологического воспитания, роли семь, школы и общества в целом, государственной политики... Есть разные мнения, каждое из них имеет право на существование, но мы увидели наши проблемы. Мы теперь не будем, я надеюсь, оставаться равнодушными к экологическим проблемам... И это - наш самый главный результат...
    Всем огромное спасибо!
    С уважением, Ольга Федоровна

    ОтветитьУдалить